Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Темой данной курсовой, которую мне предстоит раскрыть, является роль Гельмута Коля в условиях возникшего течения неоконсерватизма. Для начала разберемся с тем, что же такое “неоконсерватизм”, какими особенностями данное течение обладало в рассматриваемой стране - Германии, - и чем отличалось от подобных веяний в других государствах.
Итак, согласно орфографическому словарю-справочнику Б.З. Букчича, неоконсерватизм - это социально-политическое течение, возникшее как реакция на политику либеральных социальных реформ 60-х годов 20 века. Неоконсерватизм характеризуется стремлением к уменьшению государственного регулирования, увеличению свободы частного предпринимательства, возрождению авторитета традиционных социальных институтов: семьи, школы, церкви, а также национального самосознания, индивидуальной свободы и единства нации.
Подробности и предпосылки возникновения и развития данного течения в Германии, а также роль Гельмута Коля в становлении и воплощении в жизнь постулатов неоконсерватизма будут раскрыты в данной работе.
Актуальность исследуемой темы: эпоха неоконсерватизма является одной из самых значимых в истории Германии 20века. В данный временной период страна вышла из мирового кризиса, добилась роста экономики и небывалых успехов в политике, главное из которых – объединение ФРГ и ГДР.
Степень изученности вопроса: данный вопрос уже изучался такими авторами, как Павлов Н.В., Мазер В.и др., однако тема по-прежнему остается перспективной и интересной для изучения, более того, спустя 20-30 лет после описываемых событий, происходящее в 80-90-х годах открывается нам с совершенно иного ракурса, нежели современникам, и мы можем видеть отдаленные последствия этих событий и проведенных неоконсерваторами реформ.
Цель исследования: цель данного исследования - раскрыть роль политического деятеля Гельмута Коля в зарождении и становлении неоконсерватизма в Германии и проанализировать последствия проведенных реформ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные принципы неоконсерватизма;
2. Раскрыть особенности развития неоконсерватизма в Германии и его основные отличия от других стран;
3. Исследовать влияние личности Г.Коля на развитие неоконсерватизма и основные исторические события конца 20 века.
Объект исследования: объектом исследования является становление неоконсерватизма под влиянием личности Г.Коля в Германии конца 20 века.
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ НЕОКОНСЕРВАТИЗМ
Экономика целого ряда западных капиталистических стран серьезно пострадала в начале семидесятых годов двадцатого века из-за начавшегося экономического кризиса. Основной причиной произошедшего считается нарушение циклов воспроизводства. Кризис начался в Соединенных Штатах Америки в 1973 году, и в последующие два года охватил почти все страны капиталистического лагеря. Этот кризис по силе и глубине разрушения экономик и социальных потрясений вполне можно сравнить с Великой экономической депрессией рубежа двадцатых-тридцатых годов 20-го века. Больше всего пострадали экономики США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Японии. Уже в 1975 году количество безработных в капиталистических странах составляло более пятнадцати миллионов человек .
Стало очевидно, что возможности государства, как регулятора экономики, сильно ограничены. Особенно это хорошо видно, когда речь идет о стихийных экономических составляющих и процессах, которые сложно предугадать. Поиски причин кризиса и возможных путей выхода из него способствовали возникновению нового течения экономической политики - неоконсерватизма.
Так все же чем неоконсерватизм отличался от старого доброго понятия “консерватизм”, зародившегося еще в восемнадцатом веке?! Вероятно, стремлением сочетать практически несочетаемое: законы свободного рынка и либеральные ценности с ценностями консервативными.
И если традиционный консерватизм, Родиной которого была Франция времен Великой революции 18 века, противопоставлял свои ценности (бережливость, скромность, религиозность, бережливость, стремление к сохранению традиционного уклада) либеральным, то неоконсерватизм отличался стремлением к симбиозу рыночных отношений, имеющих выраженную либеральную направленность, с консервативными ценностями.
Если мы рассмотрим теорию рынка в экономике, то сможем выделить два самостоятельных направления: первое - это эффективность хозяйствования рыночных субъектов и свободу предпринимательства, при этом эти понятия взаимосвязаны и взаимозависимы. По этой теории, чем свободнее предприниматель в своих действиях, тем более эффективную модель хозяйствования он сможет выбрать, и любое вмешательство государства в рыночные отношения вредит экономике. Именно данная концепция является одним из главных отличий либерализма от социал-демократии, где человек, прежде всего, видит своей основной опорой рычаги государственности, в том числе и в сфере экономики. Но неоконсерваторы, при всей своей убежденности в роли государства в развитии общества, все же видели и пытались бороться и с недостатками подобной системы, а именно с бюрократией, с отсутствием контроля за представителями власти, с чрезмерной централизацией. Именно благодаря неоконсерваторам появился принципиально новый тип экономики, который мы сейчас называем смешанным, когда законы рынка в определенной степени регулируются государством. Именно этот подход вывел экономики ведущих стран из кризиса первой половины семидесятых годов.
Итак, перечислим основные принципы неоконсерватизма, которые были сформулированы парламентариями Великобритании:
1. “Принцип разнообразия” говорит нет “социальной уравниловке”. Современное общество должно быть представлено различными классами, финансовое благополучие и социальный статус которых может отличаться.
2. Преемственность фундаментальных достижений в законотворчестве и других сферах, сформированных за длительный период времени со значительными усилиями, несущие несомненную пользу обществу.
3. Принцип приоритетности претендента, т.е. при решении определенных вопросов, в том числе государственного масштаба, в первую очередь, опираться на уже существующий прецедент, нежели на красивые теории и новые концепции.
4. Благоразумие в принятии решений, когда учитываются не только видимые и непосредственные результаты того или иного действия, но и возможные последствия в отдаленной перспективе.
5. Принцип несовершенства, говорящий о том, что построить совершенный порядок, своеобразную “утопию”, в принципе, невозможно. Однако, если опираться на традиционные ценности, при разумном управлении обществом можно добиться хороших результатов в построении благополучия данного общества.
Эти принципы быстро взяли за основу политики “правого” толка при создании своих новых программ. Но, как всегда, красивые на бумаге слова, ставшие политическими программами в развитии ряда капиталистических стран, ожидаемо привели к власти в конце семидесятых годов 20 века сторонников стихийных рыночных отношений и ничем не неограниченной свободы предпринимательской деятельности. Последовала череда смены правительств, обозначился неоконсервативный поворот в политических предпочтениях ряда западных стран.
В Великобритании большинством голосов власть берет Консервативная партия, а премьер-министром становится Маргарет Тэтчер, получившая за свою беспринципность и безжалостность в ряде вопросов прозвище “Железная Леди”. В США на президентских выборах побеждает Республиканская партия с Рональдом Рейганом во главе. Более того, в 1986 г. правые большинством голосов проходят на выборах в парламент Франции, усиливают свое влияние в Италии. В 1982 г. канцлером ФРГ становится демократ и христианин Г. Коль, речь о котором пойдет ниже.
Если мы вернемся во времена кризиса, то увидим, что искусственный подрыв рыночных механизмов со стороны государства, растущие налоги для обеспечения социальных нужд, программы полной занятости населения, которые навязывались в ущерб производительности и существенно тормозили использование новых технологий, не просто тормозили промышленность и ухудшали плачевное положение экономик, но и приводили к бурному росту инфляции. Ситуацию усугубил и кризис в нефтяной сфере, когда политическими решениями нефтедобывающих стран были в несколько раз повышены цены на нефть. Для поддержки социальных расходов и уровня жизни населения, вводились все новые налоги и сборы, а размер уже существующих постоянно увеличивался, что ожидаемо привело к снижению эффективности в производстве. При этом социальная обеспеченность со стороны государства в то же время лишила человека возможности распоряжаться заработанными средствами, большая часть которых уходила на налоги. Сформировалось так называемое общество карманных расходов, представители которого, живя от зарплаты до зарплаты, не имели возможности попробовать себя в бизнесе или самозанятости. А обширная сфера социальной помощи привела к росту бюрократии, раздув сам бюрократический аппарат, который фактически занимался лишь перераспределением материальных благ. Такая опека государства над человеком практически во всех сферах его жизни ограничивало свободу, и, ожидаемо, отучало людей от